Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Подвижные и спортивные игры народов мира

 
ТЯНИ ЗА ГОЛОВУ
(Америка)
Для игры тебе нужен длинный шарф (или длинный кусок материи). Завяжите концы шарфа на голове друг у друга. Теперь можно встать на четвереньки, плотно прижав колени и ладони к полу или к земле (играть можно и дома, и на лужайке).
По команде начинайте тянуть противника головой на себя, пятясь назад. Проигрывает тот, у которого руки и колени оторвались от пола, кого перетянул на свою сторону друг, у кого с головы упал шарф.
 
КИТАЙСКИЙ БАДМИНТОН
Для игры из толстого картона вырезают круг – это мяч.
Красят его красками, втыкают в центр перья и закрепляют их. Игрок подбрасывает мяч и бьет по нему ногой, чтобы он взлетел как можно выше. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не упал на землю.
 
КАТЯЩИЙСЯ ОБРУЧ
(Северная Америка)
Эта очень древняя игра индейцев Северной Америки. Сначала надо изготовить колесо-обруч с ручкой. Обруч должен быть подвижным – его, держа за ручку, можно катить по земле. Если ты не знаешь, как сделать подвижное колесо-обруч, посмотри, как устроено колесо велосипеда. Индейцы Северной Америки заплетали весь обруч сеткой из лыка – так он был не только прочнее – в него можно было метать какие-либо предметы.
А теперь один из игроков катит обруч по земле, а другой – старается попасть мячом или другим удобным для игры предметом в обруч.
Правда индейцы метали в обруч копья – ведь эта была тренировка мальчиков перед охотой!
 
 СЕРСО
(Северная Америка)
Еще одна игра индейцев Северной Америки знакома многим ребятам – это накидывание колец на палку с определенного расстояния. Это тренирует меткость и глазомер. Попробуйте играть с другом – кто из вас более меткий?
 
ЗАЩИТА КРЕПОСТИ
(Россия)
Приготовьте для игры 3 палки и мяч. Начертите большой круг – не менее 5 м в диаметре, а если игроков много, можно начертить круг в 2 раза больше. В центре круга строится «крепость» (в помещении: в школе, дома – ее можно строить из гимнастических палок, связывая их треножником).
Крепость готова, пора выбирать ее защитника. Он встает в центр, защищая крепость руками, ногами – чем сможет. Все остальные – нападающие – встают по краю черты и стараются «сбить крепость» мячом (одним на всех) или снежками. Надо помнить, что нападающим нельзя заходить внутрь круга, а защитнику – держать крепость руками.
Игрок, которому удастся разрушить крепость, встает на место защитника.
Вместо палок для игры можно взять 1 полено.
 
КРУГЛЯНКИ НА ЛЬДУ
(Россия)
В эту игру играют на ледяном поле размером не менее 10м х 15м. Сначала надо отметить на поле середину – провести поперечную линию. Играющие делятся на 2 команды по 4–10 человек. Каждой команде отводится своя половина поля. Игроки выходят на поле с палками или клюшками и деревянными круглянками диаметром 20 см и толщиной 5 см – по 2 штуки на каждую команду.
По сигналу о начале игры все играющие стараются ударами палок заставить скользить круглянки по полю, перегоняют их на поле противника. Сами игроки не могут перейти на другую сторону.
Команда проигрывает 1 очко, если все 4 круглянки противника оказываются на своем игровом поле. Можно играть до определенного количества очков. Если круглянки вылетают за границу поля, игра не останавливается.
 
КАТАНИЕ ОБРУЧЕЙ ПО ЛЬДУ
(Россия)
Для игры приготовьте 2 обруча, 2 палочки для подгона обручей (или проволочные крючки). Играющие могут быть в коньках или без них.
Разбившись на 2 команды, играющие встают в 2 колонны. Первые ребята получают обруч и палочку. По команде они начинают катить обруч палочкой. Прогнав обруч до намеченной границы и обратно, они передают и обруч, и палочку второму игроку и т.д.
Можно усложнить игру, если на льду выстроить разные препятствия, которые нужно объезжать, не сбивая.
 
КАРУСЕЛЬ С КАНАТОМ НА ЛЬДУ
(Россия)
Приготовьте толстую веревку или канат и коньки (если нет коньков – не расстраивайтесь – будете играть без них).        
Взрослый становится посредине и держит двумя руками канат. Ребята делятся на 2 группы. Они встают лицом в разные стороны, держась двумя руками за канат, и начинают двигаться вперед, скользя вокруг взрослого. Взрослый крутится на месте. По команде отцепляются последние игроки, потом следующие и так до тех пор, пока катанье не закончится.
 
БЕЛЯК
(Белоруссия)
Игроки делают снежный ком в диаметре около 1 м, становятся вокруг него, взявшись за руки. По команде начинают тянуть друг друга в центр – к шару. Кто коснется шара, выбывает из игры. Последние игроки стараются «затянуть» друг друга на снежный ком.
 
ВЫТАЩИ ПЛАТОК
(Азербайджан)
У каждого играющего, кроме судьи, за пояс сзади заткнут платок.
Игроки делятся на 2 команды и встают около черты друг против друга. Одна команда водит. По команде судьи неводящая команда двигается вперед и пересекает линию. Судья кричит: «Огонь!» Команда разворачивается и убегает.
Водящая команда старается вытащить у убегающих платок. Потом команды меняются ролями. У победителя платков больше!
 
В ЛЯГУШКИ
(Россия)
Девочка-лягушка садится в центр круга. Играющие подходят к ней и дразнят: «Я в лягушачьем дому и делаю, что хочу». Лягушка встает и бежит, пытаясь догнать кого-нибудь из игроков. А игроки пытаются добраться до своего дома. Если успевают, говорят: «Я в дому!». Если нет – становятся лягушкой.
 
ЛЕС, БОЛОТО, ОЗЕРО
(Белоруссия)
Все играющие встают группой в одно место. На равном расстоянии от него чертят 3 круга (лес, озеро, болото).
Ведущий называет любое животное и начинает считать вслух до условленного числа. Все бегут в тот круг, где, по их мнению, живет животное.
Побеждают те, кто ошибся меньшее число раз. Если игрок не успел добежать до круга или прибежал последним, то он выбывает или получает штрафные очки.
В эту игру можно играть командами.
 
ДВА ДРУГА
(Камерун)
Играет нечетное количество игроков: один из них – водящий. Ребята встают парами, ведущий – впереди. Он кричит: «Я ищу друга», – и хлопает в ладоши. После этих слов последняя пара расцепляет руки и бежит (направо и налево) вдоль ряда игроков, стараясь подать друг другу руки раньше, чем кого-то схватит водящий. Если им это удалось, они встают впереди, и игра продолжается. Если водящий поймал «друга», то они встают в колонну, а второй – оставшийся из пары – водит.
 
МУСКУСНЫЕ БЫКИ
(Канада)
Для игры необходимо сначала изготовить маски быков – 2 штуки. После этого выбрать площадку, где будет происходить игра, – загон для быков.
А теперь, 2 игрока надевают маски, выходят к детям и говорят: «Мускусные быки пришли, кто их боится – убегайте, кто не боится – окружайте!» После этого они убегают к своему загону, а дети стараются их догнать. Если быков до загона поймали – они водят снова. Если быки поймали других игроков – запятнали их – тогда те становятся «мускусными быками».
 
ПАРОВОЗ
(Аргентина)
Каждый играющий – «вагончик» строит себе депо – очерчивает круг. У водящего круга нет – он «паровоз». «Паровоз» начинает двигаться вдоль кругов – к нему прицепляются вагоны. Вдруг паровоз свистит – все бросаются занимать любое свободное депо. Кому не хватило места – становится «паровозом».
 
КАЛАБАЗА – ПО ДОМАМ!
(Перу)
По кругу чертят небольшие окружности. Число окружностей на 1 меньше, чем число игроков. Окружности – это дома. Все встают в середину и 8 раз повторяют: «Калабаза!». После этого бегут, стараясь занять дом. Оставшийся игрок водит.
Он подходит поочередно к домам и спрашивает: «Масло продается?» (или что-нибудь другое). Ему отвечают: «Нет!» и указывают номер дома, где это продается. Он опять задает тот же вопрос, но и там ему отвечают так же. Так он ходит между домами. Жители при этом должны меняться местами. Цель ведущего – успеть занять свободный дом. Затем ведущим становится тот, кто остался без места.    
 
ОГОНЬ–ВОДА
(Литва)
Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «Огонь» все начинают приседать; «вода» все бегут по кругу (каждый в своем темпе). Ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду, иногда в разном темпе. Кто ошибся – выбывает из игры.
 
ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ
(Латвия)
Игроки встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В середину встает ведущий. Если ведущий говорит «Три» все поднимают руки в стороны, «Тринадцать» руки вверх, «Тридцать» руки на пояс. Ведущий может говорить быстро. Ошибающийся игрок выбывает из игры или меняется с ведущим местами.
 
ИГОЛОЧКА-НИТОЧКА
(Украина)
По считалочке выбирают водящего. Он – «иголочка». К нему могут присоединиться все, кто хочет. Они – «ниточка». Остальные по площадке стоят по одному, как им хочется. «Иголочка и ниточка», взявшись за руки, бегут по площадке цепочкой. «Иголочка» делает самые неожиданные повороты. «Ниточка» повторяет. Те, кто оторвался от цепочки, платит фанты, а в конце игры выполняет разные задания: поет, читает стихи, разыгрывает сценки.
 
БЕГ С ПЛАТКОМ
(Мексика)
Игроки встают в круг. Ведущий берет в руки платок и обегает игроков несколько раз. Затем дотрагивается до кого-нибудь, кладет за ним платок и убегает. Тот, до кого дотронулись, пытается обогнать ведущего и встать на свое место. Если игрок не успел встать, он становится ведущим.
 
ЛИСТОЧЕК
(Африканские салки)
Игроки встают лицом в круг, ладони рук сзади повернуты наружу. За спинами игроков водящий идет и дотрагивается листком до ладоней игроков. Затем кладет кому-то лист в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Водящий стремится занять свободное место, а игрок становится водящим.
 
КАМЕШЕК
(Греция)
Игроки встают в ряд, складывая руки лодочкой. У водящего в руках камешек. Заранее оговаривается место – «дом» для игрока с камешком, где его нельзя ловить. Ведущий делает вид, что хочет положить камешек в ладони кому-то из игроков. Затем незаметно кладет камешек кому-то – встает в сторону и кричит: «Беги!». Игрок бежит в «Дом», а другие стараются его догнать. Если не догнали – игрок еще раз водит. Если догнали – водит догнавший.
 
МЕШОЧЕК БЕЖИТ
(Россия)
Водящий крутит скакалку (веревку) с привязанным на конце мешочком, наполненным песком. Все игроки становятся вокруг и следят, чтобы водящий не задел его мешочком. При его приближении подскакивают. Если мешочек дотрагивается до игрока, он становится ведущим.
 
ЛОВИ МЕШОК
(Аляска)
Все играющие встают в круг и бросают друг другу мешочек с песком. Вес мешочка от 200 до 400 г. Кто не поймал – выбывает из игры. При этом можно выполнять любые задания: закончи слово, назови четные числа и т.д.
 
 
ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ
(Армения)
Участники игры встают в круг, в середине – водящий с мячом. Водящий бросает мяч кому-нибудь и называет при этом одно из 4-х слов (земля, огонь, вода, воздух).
Если, например, он назвал слово «земля», то игрок, поймавший мяч, должен быстро назвать одно из домашних животных; если слово «вода» рыб или домашних животных, живущих в водной среде; «воздух» птицы. Если называется слово «огонь», все сразу должны повернуться несколько раз вокруг себя, взмахивая руками (мяч не ловят). Если игрок ошибся, он выбывает из игры.
 
 
ПОВТОРИ – НЕ ОШИБИСЬ
(Судан)
Играющие встают в 2 ряда напротив друг друга. Первый в одном из рядов является ведущим. Он задает любые задания на внимание (хлопает в ладоши, поднимает руки, дергает себя за ухо и т.д.). При этом игрок напротив должен повторить. Если он ошибся, встает в конец ряда. Если нет – встает в конец ряда водящий. Тогда водящим становится первый, стоящий в ряду.
 
КАНАТОХОДЦЫ
(Узбекистан)
Играющие чертят прямую линию длиной около 10 м. Ребята двигаются по ней, как по канату. Проигрывают те, кто «сошел» с каната. Игру можно усложнить: двигаться с закрытыми глазами, прыгать на одной ноге, с предметом на голове и т.д.
  
ЧАСЫ
(Америка)
Для игры нужна длинная скакалка. 2 человека крутят веревку. Остальные друг за другом прыгают: первый пробегает под веревкой, не касаясь ее, второй – прыгает 1 раз, третий – 2 раза и т.д. Надо прыгать, не сбиваясь со счета и не касаясь веревки. Если игрок ошибся, он крутит веревку.
 
ПОЖАРНАЯ КОМАНДА
(Германия)
Для игры нужны стулья. Их ставят по кругу, спинкой в круг. Игроки под музыку начинают двигаться вокруг. Музыка заканчивается – игроки должны положить на стул, стоящий рядом, любой предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый игрок положил 3 предмета одежды, звучит сигнал «Пожар!». Все ребята должны быстро разыскать свои вещи и одеться как можно быстрее. Проигравший – самый медлительный игрок.
 
ДВОЙНОЙ МЯЧ
(Америка)
Для игры нужны 2 мешочка, наполненные песком (или 2 брусочка) и связанные между собой шнурком длиной около 30 см. У каждого игрока прочные палки.
Двое ворот.
Двойной мяч подкидывают в воздух, и игроки ловят его только палками. С мячом можно пробежать не более 5 шагов. Цель игры – забросить мяч в ворота противника.
 
ГОРЕЛКИ
(Россия)
Все участники игры выбирают водящего – «горелку». Остальные – «горящие». «Горящие» встают парами за «горелкой» с интервалом в 2 метра и начинают дразниться:
«Гори, гори, масло!
Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Взгляни на небо, там
птички летают!»
Водящий должен взглянуть на небо. В это время задняя пара начинает бежать вперед. «Горелка» должен запятнать кого-то из пары, пока они не соединятся.
 
САЛКИ «ПЕТУХ НА НАСЕСТЕ»
(Россия)
Игроки проводят посредине площадки 2 линии на расстоянии 1 м друг от друга и выстраиваются на ней.
Посредине – между линиями – стоит «петух» на одной ноге. Один из игроков – тоже на одной ноге – стремится перебраться на противоположную сторону. «Петух» настигает его, они борются. Каждый старается, чтобы противник встал на 2 ноги. Если победит «петух» второй игрок тоже становится «петухом». Если бегун – «Петух» отпускает его «домой».
 
ЛАПТА–ЧИЖИК
(Россия)
Играющих двое. Они оба с палками, которые и называются «лаптой». Кроме того, у них есть еще коротенькая, заостренная с обоих концов палочка. Она зовется «чижиком».
На земле очерчивают круг или квадрат. Один из игроков встает в круг с «чижиком», другой – встает поодаль. «Чижик» кладется на землю.
Игрок бьет «чижика» по острому концу. Он подпрыгивает. В этот момент игрок должен так ударить по нему, чтобы он улетел как можно дальше.
Если игрок заставит «чижика» подпрыгнуть 3 раза, но «чижик» не улетит, он считается проигравшим и уходит из круга. На его место приходит другой игрок.
Если игрок заставит «чижика» лететь, стоящий поодаль второй игрок должен ударить по нему своей лаптой. Тогда он идет в круг играть. Если «чижик» падает на землю, его необходимо бросить в круг и продолжить игру.
 
ЧЕХАРДА – ДЛИННЫЙ КОНЬ
(Россия)
Играющие делятся на 2 команды. Одна изображает коней, другая – наездников. Один игрок – сторож.
Сторож садится на скамейку лицом к играющим.
«Кони» становятся плотно друг к другу так, что первый сгибает туловище и упирается головой и руками в колени сторожа. Второй, нагнувшись, обхватывает одной рукой первого за пояс, а другой опирается о землю. Голову он прячет под руку первого. Так выстраивается 5 игроков. Все вместе они образуют коня.
«Наездники», отступив шагов на 10 от коня, вспрыгивают на него, как можно дальше. Далее прыгает следующий «наездник». «Наездники» ждут, пока все не окажутся на «коне». Команда всадников должна удержаться в течение оговоренного времени (например, все вместе считают до 10). После этого команды меняются местами.
 
ГОРОДКИ
(Россия)
Это одна из старинных русских игр. Для нее надо иметь 10 коротких круглых чурок одинакового размера (толщина 5 см, длина 10–15 см). Они-то и называются городками. Необходимо заготовить еще несколько палок-бит (длина 70–80 см, толщина на одном конце – 5–6 см, на другом – 3 см). Биты обычно делали из твердых пород дерева (береза, дуб и др.)
Игроки выбирают ровную площадку. На одном конце площадки чертят 2 квадрата 2м х 2м. Эти квадраты – города. От передних углов каждого города проводят вперед (и чуть в стороны) по 2 линии – это усы. На расстоянии 1 м от передней стороны каждого города проводят штрафную линию. Часть площадки между штрафной линией, усами и передней – лицевой линией города – называется пригород. Напротив каждого города на расстоянии 5 м от штрафной линии чертят короткие линии – полукон. На расстоянии 10 м – еще 2 короткие линии – кон. Сбоку кона и полукона проводят боковые линии.
Игроки делятся на 2 команды. Каждая команда получает город, 5 городков и 2 биты. Команды строят в своих городах фигуры и стараются выбить их битами. Фигуры для выбивания намечаются заранее и ставятся от простых к сложным.
Традиционные фигуры имеют свое название, например: пушка, звезда, колодец, артиллерия, пулеметное гнездо, ракетка, рак, серп, самолет, закрытое письмо.
 Фигуры ставятся на лицевой стороне города. Бьющий игрок становится на кон. Биту он держит за более тонкий конец.
Если игрок выбьет сразу хотя бы один городок из города (своего квадрата), следующие удары он имеет право делать с полукона. Городок считается выбитым, если он полностью вылетел за линию квадрата.
Если городок остался на линии города, его надо поставить вертикально и продолжать выбивать.
Если городок выкатился на штрафную линию, его надо положить в пригород и выбивать.
Если городок выкатился в пригород, его тоже надо продолжать выбивать.
Если игрок не попадает в городок или попадет, но не выбивает его из города, следующий по очереди игрок бьет с кона.
Если бита коснулась при ударе земли до штрафной линии, удар не засчитывается (если при этом скатился городок, его надо поставить на место). Каждый игрок имеет право на 2 удара. При броске нельзя заступать за черту кона или полукона. Когда первая команда заканчивает удары, бьет вторая и т.д. Игроки строго соблюдают очередность. Команда, затратившая наименьшее число ударов, считается выигравшей.
 
ОДИН В КРУГЕ
(Венгрия)
Игроки встают в круг и перебрасывают большой легкий надувной мяч друг другу. Как только кто-то ошибся, он становится в центр. Теперь игроки стараются, чтобы центральный игрок не поймал мяч. Если мяч оказался в его руках, он может мячом «запятнать» любого игрока и встать на его место.
 
СТРЕЛЬБА В ЦЕЛЬ
(Словакия)
Для игры необходимо сначала заготовить картонную коробку. На боковой стороне прорезают 6 маленьких дырок разного размера, чтобы проходили шарики разного диаметра. Дырки нумеруют по возрастанию размеров от 1 до 6. Теперь мы получили ТИР.
Один игрок – владелец тира. У него все шарики. Он раздает их игрокам по одному. Если игрок попадает шариком в дырку, владелец тира дает ему такое количество шариков, которое соответствует номеру дырки.
Выигрывает тот, кто наберет больше шариков.
 
САКЕ БУРТЫ
(Грузия)
Как правило, в эту игру играют мальчики. Игроки делятся на 2 команды. Они встают в 2 шеренги на расстоянии 10 м лицом друг к другу. В центре между ними – ворота из проволоки или круглой палки. Ворота чуть шире диаметра мяча.
Первый игрок становится напротив ворот. Его задача – забить мяч в ворота. Потом вступает в игру второй игрок и т.д. Выигрывает команда, забившая большее число мячей.
 
 
Использованы материалы  М.С.Якушкиной, д.п.н., научного консультанта
ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» и к.п.н., Л.П.Будай, г. С.-Петербург